Просмотр статьи

Название:

РАДОСТЬ БЫТИЯ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


Файл статьи


Комментарий автора:

РАДОСТЬ БЫТИЯ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Агапов Олег Дмитриевич, доктор философских наук, директор научно-исследовательского института социальной философии, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, ag.oleg2015@yandex.ru Аннотация: Радость бытия связана с воплощением в ответе на вызовы стихий/безмерности бытия, обладающих независимостью от Я человека, его субъектности. В контексте ответа на вызовы бытия, человек осваивает определенную силу бытия в себе и в мире. Тем самым радость бытия связана с выходом жизни человека на уровень «чудесной плодотворности»/«чудесного изобилия» (Э. Левинас), уровень «внутренней необходимости своей жизни» (Ф. Василюк), уровень великодушия (М. Мамардашвили). Радость – это конституирующий антропологический феномен в структуре способов переживания человеческого бытия. Радость бытия как антропологическая практика выступает как постоянно расширяющаяся сфера субъектности человека, где происходит преображение сил бытия под знаком выси / Блага. Радость бытия связана с единством, стягивающим множественность жизни человека под эгидой смысла, позволяющего ясно видеть Иное/Другое гетерогенного бытия, осознавать сопричастность и ответственность силам бытия, а также действовать в синергии с ними. Радость бытия предстает перед человеком как радость отцовства / материнства, радость свидетельствования о мире в творчестве (субъект как способ отступать перед миром, дать миру сиять), радость каждого дня, спасенного от абсурда, от тьмы, от безличного существования тотального. Ключевые слова: радость, высшая реальность, антропологические практики.